На потребность перехода к дифференцированному регулированию финансовой системы, предполагающему понижение притязаний к деятельности маленьких местных банков, которые реализовывают кредитование небольшого бизнеса и населения, Глава государства Российской Федерации Владимир Владимирович Путин отметил в Послании Федеральному Собранию РФ от 1 декабря 2016 г. В последних числах Декабря группа парламентариев Государственной думы и участников Совета Федерации внесли в нижнюю палату парламента закон1, предполагающий создание в Российской Федерации многоуровневой финансовой системы (потом – Закон).
Документом предлагается поделить банки на два вида исходя из объема их собственного капитала и списка допустимых операций: банки с универсальной разрешением – с минимальным размером капитала не менее 1 млрд рублей. – и банки с базовой разрешением, количество средств коих – не менее 300 миллионов рублей. Поэтому для банков с базовой разрешением и могут быть упрощены правила регулирования – предполагается наделить Банк Российской Федерации полномочиями по установлению пониженных нормативов неукоснительных запасов, особого коэффициента сглаживания неукоснительных запасов, уменьшению списка неукоснительных нормативов, и упрощению либо уменьшению форм отчетности, которую банки должны открывать мегарегулятору. Потому, что не все банки реализовывают большие интернациональные операции, нет потребности обязывать их соблюдать все межгосударственные стандарты (в частности притязания стандарта Базель III), подчеркнул помощник Председателя Банка Российской Федерации Василий Поздышев в ходе вчерашнего совещания Межрегионального банковского совета при Совете Федерации. Снижение числа неукоснительных нормативов значительно снизит издержки таких банков, сказал он.
Одновременно с этим предлагается включить конкретные ограничения по осуществлению операций банками с базовой разрешением. Например, Закон предполагает запрет на прямое кредитование ими нерезидентов, открытие корреспондентских счетов в зарубежных банках, кроме тех, которые раскрываются для участия в международных платежных системах. Помимо этого, банки с базовой разрешением сумеют совершать сделки не со всеми ценными бумагами, а лишь с теми, которые включены в котировальный перечень 1го уровня ПАО "Столичная биржа". Наряду с этим бездеятельные операции ограничения не затронут, и банки так же, как и прежде будут вправе завлекать средства нерезидентов.
Представители маленьких банков остерегаются, что в итоге предполагаемого уменьшения банковских операций они начнут считаться банками "второго сорта", и это повлечет понижение доверия к ним и отток заказчиков. Но, согласно точки зрения одного из авторов Проекта закона – 1го помощника председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и денежным рынкам Николая Журавлёва, данные меры разрешат таким банкам сосредоточиться на работе поэтому с русскими небольшими и средними учреждениями, что позитивно скажется на состоянии конкуренции в нише банковского рынка. Также считает и Василий Поздышев, который думает, что предлагаемые изменения сделают благоприятные условия для открытия и функционирования местных банков. На сегодняшний день этих банков мало, поскольку им трудно соперничать с филиалами наибольших банков. Так, основная цель предлагаемого Законом дифференцированного подхода к регулированию деятельности банковских компаний заключается не в том, чтобы льготные условия для какой-то категории банков, а в том, чтобы это регулирование сделать соразмерным тем рискам, которые банк на себя принимает, выделили специалисты.
В случае одобрения Проекта законодательного акта, а предпосылки к этому имеется, поскольку его идею позитивно оценили Банк Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации, все существующие сейчас банки будут считаться банками с универсальной разрешением до 1 января 2018 года. В случае если по состоянию на эту дату размер собственных средств банка будет составлять свыше 300 млн, но менее 1 млрд рублей., ему необходимо будет или на протяжении года (до 1 января 2019 года) приобрести статус банка с базовой разрешением, или соблюдать все значения неукоснительных нормативов, установленные для банков с универсальной разрешением, нарастить капитал до 1 млрд рублей. и до 1 февраля 2019 года обратиться в Банк Российской Федерации с просьбой о продолжении деятельности в качестве банка с универсальной разрешением. Кроме того любой банк может по своему решению стать небанковской банковской компанией либо микрофинансовой компанией (при таких обстоятельствах разрешение на осуществление банковских операций аннулируется).
Необходимо подчеркнуть, что представители банков поддерживают продолжение указанного переходного срока хотя бы до 1 января 2020 года, чтобы у банков, которые не желают оказывается "небольшими", было больше шансов повысить капитал. Помимо этого, они требуют уточнить количество послаблений для банков с базовой разрешением, потому, что сейчас Законом предусмотрено только право Банка Российской Федерации на их установление.
В заключение помощник председателя Межрегионального банковского совета при Совете Федерации Евгений Бушмин подчернул, что Закон будет дорабатываться, и призвал представителей банковского сообщества предлагать свои аргументированные правки, вдобавок нужно еще до разбирательства документа в первом рассмотрении, которое запланировано на март этого года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий